О системе

Потребность общества в системе управления эксплуатацией (содержанием) искусственных дорожных сооружений (ИССО) возникает одновременно с появлением этих сооружений. Объектом системы управления эксплуатацией ИССО является их техническое состояние, а главной задачей — обеспечение беспрепятственного и безаварийного движения транспорта и пешеходов на протяжении расчётного срока службы с минимизацией эксплуатационных затрат.

Сложившаяся в России система управления эксплуатацией ИССО формировалась на протяжении более 250 лет — со времён создания дорожной отрасли. Воззрения на необходимые организационные и технические мероприятия, реализуемые при эксплуатации ИССО, менялись вместе с появлением новых материалов и конструктивных форм сооружений, методами их проектирования, развитием технологий строительства и ремонта, а также с получением практического опыта содержания дорожных объектов.

Основными функциями существующей системы управления эксплуатацией ИССО являются:

  • Учёт ИССО;
  • Организация и контроль мероприятий по проведению всех видов обследований и мониторинга ИССО;
  • Оценка технического состояния ИССО;
  • Анализ состояния парка ИССО по произвольным параметрам для перспективного планирования и разработки технической политики в отношении ИССО, научно-исследовательских целей, совершенствования нормативно-методической базы, и т.д.;
  • Планирование и оптимизация затрат на ремонт и содержание ИССО с разработкой соответствующих программ на основе анализа технического состояния парка сооружений и прогноза этого состояния;
  • Реализация программ по ремонту и содержанию ИССО;
  • Определение возможности и согласование условий пропуска транспортных средств по сооружениям.

Своевременное принятие решения по проведению каких-либо ремонтных мероприятий или по назначению режима эксплуатации каждого конкретного сооружения основывается, прежде всего, на достоверной информации об его конструктивном исполнении и техническом состоянии.

Сегодняшнее состояние мостового парка в целом по стране характеризуется значительным накопленным износом, а 40-летний срок службы сооружения ещё недавно считался приемлемым. Основы этой ситуации были заложены в 70-е и 80-е годы прошлого века, когда велось массовое строительство ныне существующих мостов. При этом качеству строительства внимание уделялось недостаточное, а вопросы их эксплуатации длительное время вообще оставались в стороне — служба мостового мастера в линейных подразделениях по эксплуатации дорог была продекларирована, но фактически отсутствовала.

В настоящее время в основу технической политики в области содержания мостовых сооружений поставлена задача постепенного уменьшения накопленного износа. Направления и способы реализации этой политики в том виде, как её представляют в Росавтодоре и Минтрансе, отражены в принятых Концепциях и Национальных программах совершенствования и развития сети автомобильных дорог России.

Несмотря на предпринимаемые усилия, темпы реализации намеченной стратегии по повышению уровня технического состояния мостов даже для объектов федеральной собственности пока не столь высоки, как хотелось бы. Безусловно, основной и очевидной сдерживающей проблемой является ограниченное финансирование, при котором выделяемых средств на всё необходимое не хватает. Однако это глобальная проблема, и очевидно, что и в перспективе она будет оставаться актуальной. В этой ситуации при разработке производственных программ на уровне любого балансодержателя автомобильных дорог общего пользования основной задачей становится адресное планирование — что делать конкретно с каждым сооружением, как и куда именно вкладывать средства, чтобы получить максимальный эффект. И тут на первое место выходят проблемы информационного обеспечения процесса выработки и принятия оптимального управленческого решения, направленного на решение этой задачи. Традиционными способами хранения информации о конструкции и техническом состоянии сооружений, сложившимися в эпоху до появления компьютерных средств обработки массивов данных, являлись: бумажные формы первичного учёта (карточки ИССО, сводные ведомости наличия и состояния ИССО), книга мостового сооружения, акты комиссионных осмотров и отчёты по результатам специализированных обследований. Учитывая количество ИССО на автомобильных дорогах общего пользования, очевидно, что переработка и осмысление такого объёма информации без автоматизации этого процесса, а следовательно, и успешное решение поставленных перед отраслью задач, не представляется возможным.

ИПС «Мост». Первые попытки автоматизации информационного обеспечения системы управления эксплуатацией мостовых сооружений на автомобильных дорогах в нашей стране (тогда ещё СССР) предпринимались в 70-х годах прошлого столетия. Это была информационно-поисковая система «Мост», разработанная в ГипродорНИИ в 1975 году. Система представляла собой базу данных и программное обеспечение по занесению и обработке информации. Набор информации ограничивался учётными данными, соответствующими набору из 54 параметров стандартной формы карточки моста. Большинство этих параметров предназначены для описания местоположения сооружения, его основных конструктивных характеристик, а также характеристик препятствия. Техническое состояние в карточке моста оценивалось единственным параметром, который мог принимать одно из трёх значений: «хорошее», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». ИПС «Мост» содержала, помимо собственно оценки технического состояния, ещё три показателя уровня этого состояния: показатель снижения грузоподъёмности КН; показатель снижения расчётной скорости КП; показатель снижения срока службы КД. При этом какую-либо практическую значимость в то время мог иметь только показатель снижения грузоподъёмности. Для определения двух других показателей необходимые методики отсутствовали. Что касается долговечности, то пригодные для практического применения методики её прогнозирования отсутствуют и поныне. Судя по доступным сведениям, аналитические возможности ИПС «Мост» ограничивались формированием неких 17-ти стандартных отчётов, в которых информация из базы данных группировалась по различным параметрам (принадлежность сооружений к органу управления, автодороге, к различным типам конструкций, уровню технического состояния и т.д.). В период с 1976 по 1978 годы в базу данных ИПС «Мост» была внесена информация о 2,5 тыс. мостовых сооружений, расположенных на дорогах общегосударственного значения. Источником формирования базы данных были результаты обследований, проводимых трестом «Росдороргтехстрой», а также карточки мостовых сооружений. Однако функционировала ИПС «Мост» достаточно ограниченный срок, поскольку все-таки не имела значимой практической отдачи - ни в вопросах анализа и планирования, ни в вопросах определения условий пропуска нагрузок.

ИРС «МОНСТР». Информационно-расчётная система «МОНСТР» (мосты, нагрузки, статические расчёты) создана в 1990 году специалистами МАДИ совместно с РОСДОРНИИ. Эта система была ориентирована на использование уже получивших широкое распространение персональных компьютеров и обладала более продвинутыми функциональными возможностями по сравнению с ИПС «Мост». Напомним, что операционной системой персональных компьютеров тогда являлась DOS. Период освоения МОНСТРа с доведением системы до возможности её промышленной эксплуатации растянулся с 1991 по 1996 год. А уже в 1995 году пользователи персональных компьютеров стали массово переходить на операционную систему Windows95. То есть, уже в 1995 году МОНСТР морально устарел как в части интерфейса, так и технологически. Что касается реальных функциональных возможностей системы, то их ограниченность известна всем, кто когда-либо имел с ней дело. Отыскать в конце 90-х годов даже в структурах Росавтодора организации, которые когда-либо использовали бы эту систему в своей практической деятельности, было весьма проблематично. Исключение составляет РОСДОРНИИ, который на протяжении всего периода существования МОНСТРа вплоть до 2011 года включительно занимался его ведением и сопровождением, формируя и предоставляя Росавтодору в бумажном виде аналитическую отчётность по набору параметров, характеризующих неким образом состояние мостового парка.

В 90-х годах прошлого столетия было достаточно много попыток разработки локальных информационных систем по ИССО. Первая волна их создания началась после распространения персональных компьютеров, вторая — после перехода пользователей ПК на операционную систему Windows. Работы велись на средства тех территориальных органов управления дорожным хозяйством, которые имели соответствующие желание, возможности и ресурсы, и не были при этом (в отличии от Росавтодора) обременены необходимостью хранить информацию по мостам в формате МОНСТР. Разработки первой волны имитировали возможности ИПС «Мост» — то есть хранение сведений о мостовом сооружении в объёме карточки. Разработки второй волны пытались реализовать идеологию МОНСТРа в части формирования отчёта в виде технического паспорта моста, но уже в возможностях Windows. В качестве СУБД использовались, как правило, форматы DBF, MS Access или Excel. Эти системы были ориентированы в бо́льшей степени на печать бумажного паспорта, ставшего к тому времени неким стандартом отчётного документа о результатах обследования (диагностики) и, в представлении многих, никак не связанного собственно с базой данных как отражением её содержимого для конкретного объекта. К наиболее функциональным и профессионально разработанным в тот период системам следует отнести:

  • МОНСТР II (автор программного обеспечения Улупов А.С.);
  • Титул 2005 (Росдортех, г.Саратов);
  • Passinfo (автор Агапов И. Е., г.Воронеж);
  • Расчётно-информационная среда РИС «Автодороги» и информационно-аналитическая система «RoadSoft» (фирма «Компалекс», г.Тверь);
  • АИС ИССО (ЗАО «СибНИТ», г.Новосибирск).

Первые четыре системы из этого списка имели достаточно высокий уровень технологической реализации, но их предметный функционал оставался ограниченным рамками устаревшей нормативно-технической базы в виде данных технического паспорта образца МОНСТРа и отчётных форм типовой инструкции ВСН 1-83. Дальше других в функциональном плане продвинулась система Passinfo, в рамках которой была решена задача определения условий пропуска одиночной тяжеловесной нагрузки, а также автоматизирован расчёт «износа» мостового сооружения. Однако следует отметить, что сама методика определения износа, разработанная в РОСДОРНИИ, в итоге по вполне объективным причинам получила негативную оценку экспертного сообщества, и так и не была утверждена к официальному применению на уровне нормативного документа.

Система АИС ИССО изначально, начиная с 1996 года, разрабатывалась с ориентацией не на существовавшие тогда стандарты и нормативные документы (МОНСТР, ВСН 4-81, Инструкция по диагностике), а на реальные информационные потребности, возникающие у заказчика в рамках осуществления процесса управления эксплуатацией искусственных сооружений. К 2007 году в активе АИС ИССО, которая на тот момент существовала уже в 6-й базовой версии, была возможность хранить и эффективно обрабатывать информацию не только по мостовым сооружениям, но и по прочим типам искусственных сооружений. В составе АИС ИССО имелся уникальный каталог дефектов и реализованные на уровне программного обеспечения оригинальные методики по оценке технического состояния, определению условий пропуска произвольной нагрузки, планированию затрат на нормативное и сверхнормативное содержание. При этом все практически значимые положения и наработки существовавшей тогда нормативной базы также учитывались в полной мере. АИС ИССО была внедрена в практическую эксплуатацию и активно использовалась в ряде территориальных органов управления автомобильных дорог.

Необходимо отметить, что Росавтодор, постоянно испытывающий «информационный голод» в связи с низкой эффективностью МОНСТРа, еще в 2004 году предпринимал попытку внедрить модифицированную для использования на федеральном уровне версию АИС ИССО в качестве отраслевой базы данных по мостовым сооружениям. Тогда в техническое задание на проведение диагностики мостовых сооружений было включено требование внести информацию как в МОНСТР, так и в АИС ИССО. Однако из-за ряда организационных проблем и консервативной позиции некоторых обследовательских организаций, практически саботировавших работу с АИС ИССО, эта попытка не стала успешной, а за МОНСТРом ещё на несколько лет сохранился статус «отраслевого автоматизированного банка данных по мостовым сооружениям на автомобильных дорогах федерального значения». И всё-таки на основании тщательного мониторинга существующих автоматизированных систем Росавтодор сделал выбор в пользу реализованных в АИС ИССО функциональных возможностей как основы новой базы данных по мостовым и другим искусственным сооружениям на федеральных автомобильных дорогах. В 2009 году было подготовлено соответствующее техническое задание и объявлен конкурс на разработку частного технического задания (ЧТЗ) на создание «АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ПО ИСКУССТВЕННЫМ ДОРОЖНЫМ СООРУЖЕНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА» с организацией её последующего внедрения и опытной эксплуатации. Конкурс выиграл Сибирский государственный университет путей сообщения, имевший многолетний положительный опыт создания и внедрения подобной системы на железных дорогах России в структурах МПС, а затем в ОАО «РЖД». Следует отметить, что профильные специалисты СГУПС принимали непосредственное участие и в разработке АИС ИССО.

Работа над частным техническим заданием была начата в декабре 2009 года, и завершена в мае 2010 года. На этом этапе будущая система Росавтодора по аналогии с АБДД (автоматизированным банком дорожных данных) получила рабочую аббревиатуру АБДМ (автоматизированная база данных по мостовым и другим искусственным сооружениям), которая впоследствии так и закрепилась в качестве сокращённого названия. Частным техническим заданием были определены: назначение и цели создания АБДМ; требования к системе в целом, её функциям, составу и содержанию работ по её созданию; мероприятия по первоначальному информационному наполнению базы данных по искусственным сооружениям. Степень детализации сформулированных требований характеризуется объёмом итогового документа, содержащего 258 страниц текста. Не будет секретом, что основой этих требований стал разрабатываемый на тот момент функционал новой, седьмой версии АИС ИССО. И это была уже принципиально иная система по сравнению со своим прообразом — АИС ИССО 6-й версии. С учётом весьма существенных отличий новой версии от всей предыдущей линейки продуктов название системы было изменено разработчиками на АИС ИССО-Н.

Заинтересованность Росавтодора во внедрении АБДМ стало весомым импульсом и в развитии АИС ИССО-Н. В частности, уже на этапе параллельной разработки обеих систем кардинальные изменения получили каталог дефектов и методика оценки технического состояния в связи с вводом в действие ОДМ 218.3.014-2011 «Методика оценки технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах».

В итоге программный комплекс АБДМ была разработан и приказом Росавтодора №317 от 21.12.2011 введен в промышленную эксплуатацию. Этот действие автоматически отменило статус МОНСТРа как «отраслевого банка данных». Вместе с МОНСТРом утратила актуальность и «Инструкция по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах», которая по своей сути являлась инструкцией по сбору и подготовке данных для занесения в ИРС «МОНСТР».

В 2012-2020 годах Росавтодором организованы и проведены масштабные мероприятия по диагностическому обследованию искусственных дорожных сооружений с формированием базы данных АБДМ. Значительная часть сооружений за этот период обследована уже дважды. На начало 2021 года в АБДМ содержится информация почти о 70 тысячах объектов, из которых более 7 тысяч мостовых сооружений и более 61 тысячи водопропускных труб. В рамках проведения диагностики АБДМ прошла полномасштабную апробацию, выявлены и устранены основные методические недоработки системы и ошибки программного обеспечения. Накоплен практический опыт организации, проведения, проверки качества и приёмки работ по проведению различных видов обследований с занесением информации в автоматизированную систему — как со стороны Заказчика, так и со стороны подрядных организаций, участвовавших в обследованиях. Разработаны и отлажены детальные технические задания на проведение данных работ.

Все положительные изменения и наработки, реализованные за эти годы в АБДМ, нашли применение и в АИС ИССО-Н. При этом АБДМ и АИС ИССО-Н не являются полными аналогами. Если АБДМ в полной мере ориентирована на использование в Росавтодоре и в подведомственных ему учреждениях с учётом специфической организационной структуры этого ведомства, то АИС ИССО-Н спроектирована для функционирования в территориальных органах управления дорожным хозяйством. При этом обе системы работают с практически идентичной структурой базы данных и имеют практически одинаковый набор основных пользовательских функций. Следует особо отметить, что в 2019 году осуществлена масштабная модернизация АИС ИССО-Н, связанная с переводом функционирования базы данных с MSSQLServer на функционирование под управлением СУБД Postgres, включенной в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, что соответствует принятому в РФ направлению на импортозамещение программного обеспечения, отраженном в  Постановлении Правительства от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Модернизированная версия системы получила аббревиатуру АИС ИССО-Н+.

В настоящее время АИС ИССО-Н+ на основе преемственности с предыдущими поколениями системы внедрена и функционирует в следующих территориальных ОУДХ:

  • Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области»
  • Государственное казенное учреждение Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса»
  • Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Сахалинской области».

В 2015 году государственная компания «Российские автомобильные дороги» начала внедрение АИС ИССО-Н с дальнейшим переходом на АИС ИССО-Н+ в собственных структурных подразделениях и в дочерних организациях. В рамках адаптации системы к нуждам госкомпании была, в частности, реализована интеграция АИС ИССО-Н+ с базой данных и программным обеспечением ГИС IndorRoad.

Назначение системы

АИС ИССО-Н+ предназначена для информационного обеспечения процесса управления содержанием искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования России на основе автоматизации решения следующих основных задач:

  1. Учет и оперативный доступ к информации по конструктивному описанию искусственных сооружений и их состоянию по дефектности.
  2. Оценка и прогнозирование технического состояния сооружений.
  3. Определение возможности пропуска нагрузки по сооружениям по условию грузоподъемности.
  4. Планирование мероприятий и расчет и затрат на содержание сооружений.
  5. Контроль и оценка уровня выполнения работ по содержанию сооружений.
  6. Разработка программ и учет реализации ПИР и ремонтных мероприятий.
  7. Анализ состояния парка ИССО по произвольным параметрам для перспективного планирования и разработки технической политики в отношении ИССО, научно-исследовательских целей, совершенствования нормативно-методической базы и т.д.
  8. Формирование и печать стандартных форм отчетных документов.
Методическое обеспечение системы

Функциональные возможности Системы и реализованные алгоритмы прикладных модулей соответствуют положениям актуальных нормативных документов в предметной области. В том числе:

  • ГОСТ Р 52289-2019 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств;
  • ГОСТ Р 52606-2006 Технические средства организации дорожного движения. Классификация дорожных ограждений;
  • ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей;
  • ГОСТ 33127-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные ограждения. Классификация;
  • ГОСТ Р 52748-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения;
  • СП 79.13330.2012 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний;
  • СП 35.13330.2011 Мосты и трубы;
  • СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы;
  • СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*
  • ОДН 218.0.017-03. Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций;
  • ОДМ 218.4.001-2008. Методические рекомендации по организации обследования и испытания мостовых сооружений на автомобильных дорогах;
  • ОДМ 218.3.014-2011. Методика оценки технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах;
  • ОДМ 218.3.042-2014. Рекомендации по определению параметров и назначений категорий дефектов при оценке технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах. Каталог дефектов в мостовых сооружениях;
  • ОДМ 218.2.044-2014. Рекомендации по выполнению приборных и инструментальных измерений при оценке технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах;
  • ОДМ 218.4.025-2016. Рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Общая часть;
  • ОДМ 218.4.026-2016. Рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Бетонные и железобетонные конструкции;
  • ОДМ 218.4.027-2016. Рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Металлические и сталежелезобетонные конструкции;
  • ОДМ 218.4.028-2016. Рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Опорные части, опоры и фундаменты;
  • ОДМ 218.4.029-2016. Рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Определение грузоподъемности конструкций деревянных мостов;
  • ГЭСНс 81-06-01-2001 «Государственные элементные сметные нормы на  работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования и мостовых сооружений на них».

Модуль предназначен для отображения в табличном настаиваемом виде перечня имеющихся в базе данных сооружений и решения следующих задач:

  • быстрый поиск через механизмы фильтрации нужного сооружения для последующей реализации процедуры Редактирование данных для сооружения;
  • выбор сооружения (набора сооружений) для последующего их помещения в форму «Рабочий список» или в форму «Планирование и учет реализации текущих программ»;
  • выбор сооружения (набора сооружений) для реализации процедуры «Экспорт данных»;
  • выбор сооружений для реализации функций модуля «Список нормативных работ» (группового редактирования работ нормативного содержания);
  • выбор сооружения для просмотра его чертежей и фотографий.

Модуль обеспечивает простую и эффективную процедуру занесения в базу данных необходимой информации о любом типе искусственных сооружений (в том числе графических схем, фото и видеоматериалов) с возможностью дальнейшего быстрого доступа для её просмотра и редактирования.

Система обеспечивает автоматизированную оценку технического состояния сооружения в соответствии с ОДМ 218.3.014-2011 «Методика оценки технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах». Кроме того имеется возможность выполнить перерасчёт оценок технического состояния сооружения в зависимости от планируемого устранения тех или иных дефектов.

Алгоритмы определения безопасной скорости для сооружения, необходимости установки знаков «Ограничение скорости» и «Ограничение максимальной нагрузки на ось»

Модуль обеспечивает занесение, хранение, отображение, редактирование и печать фотографий и графических схем (чертежей) сооружения. Для чертежей поддерживается формат AutoCAD.

Модуль обеспечивает проверку возможности и условий пропуска произвольной нагрузки по мостовому сооружению или группе сооружений (выделенному маршруту). Сопутствующей функцией является определение грузоподъемности сооружения, выраженной в классах эталонных нагрузок. Модуль функционирует при наличии стандартизированных данных к расчету условий пропуска, формируемых и вносимых в систему в рамках проведения диагностики

Подсистема обеспечивает возможность сформировать и сохранить в соответствующем каталоге схему любого транспортного средства, для которого необходимо определить возможность и условия пропуска по сооружению или группе сооружений.

Модуль обеспечивает доступ к справочной информации о типовых и широко распространённых проектах, включающей сведения об основных характеристиках конструкций применяющихся или применявшихся при строительстве искусственных сооружений, что позволяет производить их быструю идентификацию, существенно облегчает ввод данных, исключает разночтения и повышает достоверность сведений.

Система обеспечивает расчёт необходимых средств (в текущих ценах ресурсным методом) на нормативное содержание конкретного сооружения и групп сооружений, с учётом фактических конструктивных характеристик каждого объекта и региона его расположения. Нормативная база — ГЭСНс 81-06-01-2001. В качестве альтернативного варианта возможна адаптация сметных норм и единичных расценок, разработанных для мостовых сооружений, находящихся на федеральной сети автомобильных дорог и утвержденных приказом Минтранса РФ от 04.12.2013г.

Мобильное приложение ISSO-R для оценки уровня выполнения работ нормативного содержания. Расчет объемов финансового вознаграждения подрядной организации по результатам проверки качества выполнения работ нормативного содержания и формирование соответствующих отчетных документов.

Формирование различных отчетных документов, включая смету на работы нормативного содержания

Модуль отображает непосредственно из системы местоположение сооружений на Яндекс-карте при условии, что в базе данных зафиксированы значения географических координат начальной и конечной точек отображаемых объектов.

Раздел «Книга ИССО» обеспечивает занесение, хранение и отображение произвольной информации о сооружении, которая выходит за рамки групп параметров, предусмотренных структурой базы данных системы. В книгу ИССО информация помещается в виде произвольного файла. Например: файла в формате MS Word, содержащего текст некоего архивного отчета по результатам некогда проведенного обследования (диагностики); файла в формате MS Excel, содержащего результаты геодезической съемки; проектные чертежи в формате pdf; утратившие актуальность фотографии видов сооружения на период до проведения ремонта. И т.д.

Мобильное приложение ISSO-S для формирования группы параметров «Оценка текущей ситуации». Пользователи мобильного приложения (обычно сотрудники, выполняющие нормативное содержание) раз в неделю (или с иной периодичностью) отправляют в систему сведения о ситуации на сооружении, включая фотоматериалы. Сведения, поступающие в систему, могут быть использованы сотрудниками отдела мостов для инициирования выездных мероприятий с целью оценки ситуации на месте.

Кроме того, по наличию отчетов в системе выполняется контроль за выполнением работ нормативного содержания сооружений подрядными организациями.

Модуль обеспечивает эффективный механизм обработки информации из базы данных, путём доступной пользователю возможности самостоятельно формировать интересующие его произвольные запросы и произвольные отчётные документы. Весь процесс формирования запроса ориентирован на пользователя, не владеющего языком запросов к базам данных (SQL). Выборка, полученная в результате выполненного запроса, может быть экспортирована в формат EXCEL как отчёт, а также обрабатывается в рамках системы на уровне группировки данных.

Динамика изменения технического состояния произвольной совокупности искусственных сооружений отслеживается сравнением значений определенного набора показателей и параметров технического состояния на различных временных периодах. Значения показателей и параметров технического состояния для каждого сооружения в конкретном наборе (базе) данных на конкретный период времени фиксируются в специальном «срезе» данных.

Модуль обеспечивает формирование плана, расчёт средств (в текущих ценах) и учёт реализованных проектно-изыскательских и ремонтных работ, выполняемых по предварительно разработанной проектно-сметной документации.

Аналогичный модуль обеспечивает формирование плана и расчёт средств на проведение всех видов контрольных мероприятий (осмотры, обследования, испытания) с учётом принятой системы контроля технического состояния, заданной периодичности и фактических конструктивных характеристик каждого объекта.

Модуль обеспечивает формирование и печать отчётных документов, утвержденных или используемых в качестве стандартизированных форм отчётности (сводные таблицы наличия и состояния сооружений, планы ремонтных работ, технический паспорт сооружения и т.д.).

Подрядная организация, оказывающая услуги по выполнению работ нормативного содержания на искусственных дорожных сооружениях (далее – Подрядчик), обязана проводить постоянные (регулярные) осмотры сооружений с периодичностью 3 раза в месяц. Согласно действующим нормативным документам результаты таких осмотров должны быть зафиксированы в книге искусственного сооружения с указанием даты проведения осмотра, ответственного за проведение осмотра, кратким описанием ситуации на сооружении (возможное развитие дефектности и т.д.).

В связи переходом на безбумажную технологию хранения и обработки информации об искусственных сооружениях с использованием автоматизированной системы АИС ИССО-Н+ (далее - АИС ИССО-Н+, Система) ведение книги ИССО также может осуществляться непосредственно в этой Системе. Для занесения, хранения и обработки информации о результатах постоянных (текущих, регулярных) осмотров предназначен специальный программный модуль «Оценка текущей ситуации». По результатам проведенного осмотра Подрядчик для каждого сооружения с использованием данного модуля заносит в базу данных АИС ИССО-Н+ следующую информацию:

  • Дата проведения осмотра (дата внесения оценки).
  • Географические координаты, идентифицирующие местонахождение представителя Подрядчика на момент проведения осмотра конкретного сооружения.
  • Идентифицирующие данные представителя Подрядчика, ответственного за проведение данного осмотра.
  • Оценка текущей ситуации на сооружении (выбор актуального значения из доступных вариантов).
  • Дополнительные сведения, разъясняющие оцененную ситуацию (при необходимости).

Заказчик использует данную информацию для контроля своевременности и регулярности исполнения Подрядчиком принятых на себя обязательств по проведению осмотров, а также для анализа изменения ситуации на сооружениях и оперативного реагирования на возможные экстренные ситуации.

При этом остается значительная доля ручного труда Подрядчика, связанного с необходимостью начальной фиксации информации в полевых условиях на бумажный носитель и последующим переносом этой информации в автоматизированную систему, что фактически является двойной работой. То же касается переноса фотоизображений в базу данных.

Решением проблемы является использование специального мобильного приложения, позволяющего фиксировать всю необходимую информацию в полевых условиях с последующим её автоматизированным переносом в базу данных АИС ИССО-Н+. При этом у Заказчика появляется дополнительная возможность фиксировать нахождение и время пребывания представителя Подрядчика на объекте контроля через обязательную фиксацию географических координат местонахождения этот представителя в момент проведения осмотра конкретного сооружения.

Более подробно см. в описании приложения.

Важной функцией Заказчика при реализации комплекса мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации искусственных дорожных сооружений является контроль за деятельностью подрядных организаций (далее – Подрядчик), осуществляющих содержание сооружений. Практическая реализация этой функции включает: выезд представителя Заказчика (куратора) на сооружение (объект) с фиксаций информации, характеризующей качество выполнения Подрядчиком своих контрактных обязательств по выполнению работ по содержанию; обработку и анализ полученной информации; формулирование выводов об уровне деятельности Подрядчика; формирование предусмотренной отчетной документации.

В связи с переходом на безбумажную технологию хранения и обработки информации об искусственных сооружениях с использованием автоматизированной информационно-аналитической системы по искусственным сооружениям на автомобильных дорогах АИС ИССО-Н+ (далее - АИС ИССО-Н+, Система) хранение и обработка такого рода информации также может осуществляться непосредственно в Системе.

Для занесения, хранения и обработки информации по результатам надзорных мероприятий за качеством нормативного содержания предназначен специальный программный модуль «Оценка выполнения работ по содержанию». По результатам проведенных мероприятий куратор для каждого сооружения с использованием данного модуля заносит в базу данных АИС ИССО-Н+ следующую информацию:

  • Дата проведения контрольного мероприятия.
  • Идентифицирующие данные куратора, ответственного за проведение контрольного мероприятия.
  • Оценку уровня исполнения Подрядчиком своих обязательств по каждой отдельной работе нормативного содержания из числа предусмотренных контрактом.
  • Дополнительные сведения, разъясняющие ситуацию по каждой из оцениваемых работ (при необходимости), включая обосновывающие фотоматериалы.

Заказчик использует данную информацию для контроля своевременности и регулярности исполнения Подрядчиком принятых на себя обязательств по проведению работ нормативного содержания, а также для формирования предусмотренной отчетности.

При этом остается значительная доля ручного труда куратора, связанного с необходимостью начальной фиксации информации в полевых условиях на бумажный носитель и последующим переносом этой информации в автоматизированную систему, что фактически является двойной работой. То же касается переноса фотоизображений в базу данных.

Решением проблемы является использование специального мобильного приложения, позволяющего фиксировать всю необходимую информацию в полевых условиях с последующим её автоматизированным переносом в базу данных АИС ИССО-Н+. При этом появляется дополнительная возможность фиксировать нахождение и время пребывания самого куратора на объекте контроля через обязательную фиксацию географических координат местонахождения куратора в момент проведения контрольного мероприятия на конкретном сооружении.

Более подробно см. в описании приложения.

АИС ИССО-Н+ спроектирована на основе трёхзвенной архитектуры в составе следующих компонентов:

  • сервер баз данных, обеспечивающий хранение данных, а также их целостность и непротиворечивость;
  • сервер приложений, обеспечивающий реализацию функциональной логики предметной области Системы;
  • приложения-клиенты, отвечающие за интерфейс пользователя Системы.

АИС ИССО-Н+ функционирует в двух режимах:

  • Сетевой. Предполагает наличие серверного оборудования и серверных систем управления базами данных. Пользователи работают на персональных компьютерах, доступ к серверу приложений и данным осуществляется по локальной сети организации.
  • Локальный. Все компоненты системы устанавливаются на персональном компьютере пользователя. Данный режим работы системы может быть использован при отсутствии необходимости одновременного многопользовательского доступа к базе данных. Например, при работе пользователя в полевых условиях.

Полнота и качество внесённой информации определяют уровень и эффективность дальнейшей работы Системы. Чем больше сведений о конструкции сооружения и его состоянии будет храниться в базе данных, и чем достоверней будет эта информация, тем больше возможностей программного комплекса может быть задействовано, и тем объективнее будут результаты решения аналитических задач и принимаемых управленческих решений.

Процесс формирования в АИС ИССО-Н+ реальных данных по сооружениям включает последовательную реализацию двух основных этапов:

  1. Первоначальное наполнение базы данных информацией о сооружениях.
  2. Регулярная актуализация сведений в базе данных.

Единственным по-настоящему эффективным способом реализации первого этапа является проведение специализированного обследования сооружений с привлечением квалифицированных специалистов. Технология организации и проведения, а также детальные требования к результатам такого обследования уже отработаны на практике.

Последующая актуализация информации в базе данных должна осуществляться по результатам всех видов мероприятий по контролю технического состояния сооружений. Регламент проведения контрольных мероприятий (система надзора) с обновлением базы данных АИС ИССО-Н+ может быть реализован в двух принципиальных вариантах. Первый вариант — это «классическая» практика, когда обследование или диагностика сооружений проводится с периодичностью 5 лет. Однако, если обновление сведений о сооружениях будет осуществляться 1 раз в 5 лет, эффективность использования системы существенно снизится. В первую очередь это касается актуализации информации о техническом состоянии сооружений и невозможности в полной мере реализовывать прочие основные функции системы по анализу динамики изменения состояния мостового парка, планированию программ ремонта, учёту выполнения программ ремонта и т.д. Кроме того, крайне важным является поддержание в актуальном состоянии данных по расчёту условий пропуска нагрузки по мостовым сооружениям, используемых при оказании государственной услуги по выдаче разрешений на пропуск по автомобильным дорогам тяжеловесной нагрузки.

Альтернативой сложившейся практике организации и проведения периодической диагностики как основной системы сбора информации о состоянии сооружения является внедрение «комплексного контроля технического состояния» сооружений. Основным элементом такого «комплексного контроля» является «специализированный сезонный осмотр» сооружений. Данный термин включён в ОДМ 218.4.020-2014 «Рекомендации по определению трудозатрат при оценке технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах», а также в проект нового ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Обследования и испытания», где трактуется следующим образом: специализированный сезонный осмотр - особый тип ежегодного обследования эксплуатируемых мостовых сооружений, проводимый специализированной организацией с целью своевременной актуализации в базе данных АИС сведений по конструктивным характеристикам, параметрам дефектности, планированию ремонтных работ и обоснованию текущих оценок технического состояния.

Очевидно, что актуализация информации в базе данных с периодичностью 2 раза в год (как вариант – 1 раз в год) имеет неоспоримые преимущества по сравнению с традиционной периодичностью – 1 раз в 5 лет. При этом затраты на выполнение специализированного осмотра по уже имеющемуся опыту проведения подобных работ будут сопоставимы с затратами на проведение периодической диагностики. То есть стоимость проведения 10 специализированных осмотров в течение 5 лет сопоставима со стоимостью проведения однократной периодической диагностики. Такой уровень соответствия обусловлен следующими основными факторами:

  1. при проведении осмотров требуются гораздо меньшие фактические трудозатраты за счёт исключения для большинства объектов целого ряда работ, предусмотренных периодической диагностикой;
  2. специализированные организации, реализующие на протяжении нескольких лет «комплексный контроль технического состояния» сооружений в зоне контрактной ответственности, уже знакомы с нюансами контролируемых ими объектов, что также позволяет исключить «лишние» трудозатраты на исследование уже известных проявлений дефектности и условий эксплуатации сооружений.

Следует отметить, что специализированный сезонный осмотр и традиционный периодический осмотр, выполняемый подрядными организациями совместно с представителем заказчика в рамках нормативного содержания сооружений, не являются одним и тем же и не подменяют друг друга. Специализированный сезонный осмотр имеет целью актуализацию информации в автоматизированной системе, проводится квалифицированными специалистами по обследованию сооружений и за счёт средств, выделяемых на обследование (диагностику) сооружений. Традиционный периодический осмотр, в том виде, как его трактует ВСН 4-81, практически никогда в полном объёме не реализовывался в силу отсутствия в дорожных подразделениях специалистов должного уровня. А после разделения функций заказчика и подрядчика и с переходом на контрактную систему выполнения работ нормативного содержания традиционный периодический осмотр стал способом оценки общей ситуации на сооружениях ответственными лицами и согласования объёмов работ сверхнормативного содержания между заказчиком и подрядчиком. Внедрение специализированного сезонного осмотра позволит дополнительно на более высоком уровне информировать и заказчика и подрядчика о фактическом текущем состоянии сооружений для принятия более обоснованных решений по необходимым ремонтным мероприятиям.

Здесь представлены документы, позволяющие ознакомиться с особенностями функционирования прочих модулей Системы: